Компания

Я делал твой KPI: примеры, от которых бросает в холодный пот

Мария, контент-редактор TrendLine

16 апреля, 2018

Когда устраиваешься на работу, то один из главных вопросов для соискателя – KPI, по которому рассчитывают оплату труда. Это может быть и количество полных рабочих дней, и объем работы, и ее качество. Но есть факторы расчета зарплаты, от которых брови подскакивают, и становится жалко своего времени, нервов и даже минимальных усилий.

Предыстория

На написание этой статьи меня вдохновил кейс, опубликованный на портале Cossa. Девушка-HR делилась необычным опытом: она внедрила KPI  для неженатых/незамужних сотрудников. В течение месяца им нужно было сбегать на 15 свиданий, и при этом не завалить рабочий план. Участие в эксперименте, естественно, поощрялось материально. Результат – сотрудники стали выглядеть лучше, прокачали чувство юмора и эмпатию, и научились рационально использовать рабочее время – перестали тратить его на мессенджеры и социальные сети.

Эту статью мы обсудили с ребятами из отдела интернет-маркетинга, и оказалось, что подобный KPI —  это еще «цветочки». По крайней мере, за участие в исследовании ребятам заплатили, да еще и предложили приятно время провести. Но, как говорится, бывает и хуже.

Клиент ушел – плати

Многие уверены, что KPI — это сложная система. На самом деле нет — главное найти адекватные факторы оценки труда

Наш тимлид sео-оптимизаторов Таня когда-то работала в компании, где размер зарплаты напрямую зависел от количества полных рабочих дней и настроений клиентов.

И, если первый пункт можно «оправдать», например, ориентацией на европейские или американские стандарты труда, то второй – уж никак.

«Были случаи, когда с проектом заказчика было все ок: трафик и позиции в поисковых системах росли, но у него появлялась масса причин, по которым он хотел приостановить кампанию по поисковой оптимизации сайта. Одной из таковых был переход на контекстную рекламу. Но на мнение работодателя о твоей работе эти сопутствующие факторы не влияли – из твоей зарплаты вычитали не самый маленький процент из-за этого инцидента, – делится Таня. – И теперь представь, что в один месяц пять выходных и еще ушло пару клиентов. Ты получишь копейки».

Конверсия за тобой

Наш новенький sео-оптимизатор Сергей рассказал, что пару месяцев проработал в IT-компании, где результаты работы собирались привязывать к конверсии сайта: «Перед моим уходом в компании поговаривали о том, что введут KPI, который будет полностью зависеть от активных действий пользователя. И это был бы не просмотр Главной страницы сайта, а оформление покупки. И неважно, что к таким действиям посетителя должны подтолкнуть sales-менеджеры, а не seo-оптимизаторы».

Следи за всеми показателями

У другого seo-оптимизатора также нашлась не менее занятная история. На предыдущей работе у него был не один KPI, а несколько: «Моя зарплата зависела от показателей, которые конфликтовали друг с другом. Например, нужно было повысить видимость сайта в поисковой системе вместе с общим трафиком ресурса. Я предложил вместо общего трафика, на который влияет и качество ведения аккаунтов в социальных сетях, и подготовка контекстной рекламы, рассчитывать поисковый, т. е. количество переходов на сайт через поиск в Гугл или Яндексе, но мне отказали. И в конце месяца я увидел не лучшие результаты работы, т. к. несмотря на рост поискового трафика, KPI был не выполнен из-за падения общего трафика на сайт, связанного с отключением контекстной рекламы».

Ставка за 1 килознак и оформление покупок

При выборе работы обязательно просите о KPI, иначе рискуете ночевать на работе за «спасибо»

Послушав ребят, поняла, что с неадекватными требованиями к оценке труда сталкивалась не только я.

В одном маркетинговом агентстве, где я работала, цена за 1 килознак зависела от количества рабочих дней. Если в месяце 23 дня, когда ты пишешь тексты, то ты получаешь 12, 85 грн., а когда 22, то 13, 13 грн. (цифры – условные). При этом схема расчета: сумма ставки : на объем символов, входящих в эту сумму, х фактический объем работы = не действует.

Еще один интересный случай произошел в одной небезызвестной IT-компании. Там как раз планировали запуск проекта, посвященного микрозаймам. И задача копирайтера заключалась в написании статей в блог.

И теперь о KPI: зарплата зависела от количества оформленных микрокредитов в течение месяца после публикации четырех материалов. Когда спросила: «А как будет определяться взаимосвязь с оформленным кредитом и публикацией статьи: опрос, анкетирование или личная беседа?», – на меня посмотрели, как на человека, несущего какую-то чушь.

О том, что на клики на ссылку страницы, где размещена статья блога, зависит работа целой команды – seo-оптимизатора, PPC-щника, маркетолога, SMM-щика, говорить не стала. Уже тогда было понятно, что взгляды на KPI  у нас разные.

Если вы хотите подробнее узнать об адекватном подходе формирования KPI, читайте статью. В ней мы собрали полезные советы от HR, бизнесменов и сотрудников крупных корпораций.

И делитесь в комментариях, с какими неадекватными KPI  сталкивались вы в своей практике?

12345 5,00 / 5
Загрузка...